Поиск надёжных попутчиков онлайн
Eвропейский поиск попутчиков набирает обороты в России
BlaBlaCar – это крупнейшее в мире сообщество, объединяющее водителей и пассажиров, которым по пути. В начале 2014 года сервис пришёл в Россию и Украину, где за первые три месяца работы количество пользователей увеличилось более чем на 250 тысяч человек.
История BlaBlaCar началась в 2004 году во Франции, когда Фредерик Маззела решил провести рождественские каникулы у родителей в провинции. Своего автомобиля у него не было, а поезда, как это часто бывает, оказались переполнены. Так появилась идея, которая позже воплотилась в сервисе, известном во Франции как Covoiturage. Вместе с этим появилось и само слово, обозначающее принцип поиска попутчиков для совместных поездок на автомобиле, где расходы на топливо делятся между участниками.
«Я совершенно не подозревал о существовании подобного сервиса в Европе», признаётся 30-летний Алексей Лазоренко, математик по образованию и руководитель BlaBlaCar в России и Украине. Одним зимним днём по пути на работу, будущий предприниматель проезжал мимо автобусной остановки, переполненной людьми. «Это было озарение, – вспоминает он. – Я подумал, что было бы здорово просто подвозить людей, которым со мной по пути». В 2009 году в Киеве, вместе с двумя университетскими друзьями, Алексей создал сервис «Подорожники», который объединил водителей и пассажиров в России и Украине в социальную сеть, где пользователи могли договариваться о совместных поездках. Четырьмя годами позже BlaBlaCar, которая к этому времени стала крупнейшим ridesharing –сервисом в западной Европе, пришла в Россию и Украину и приобрела компанию «Подорожники». Сегодня объединённый сервис насчитывает более 8 миллионов пользователей.
Нам с вами по пути
Европейцы поначалу не верили в успешность подобной затеи на постсоветском пространстве: здесь ведь люди с другими менталитетом, забастовок на железной дороге не бывает, да и расстояния более значительные. Однако сегодня русскоязычный сервис BlaBlaCar быстро опередил другие страны по темпам прироста ежесуточной аудитории. Только по направлениям «в Москву» и «из Москвы» совершается около 2000 поездок еженедельно. С учетом динамики роста сообщества, через год эта цифра может увеличиться более чем в 5 раз.
«Не могу сказать, что речь идёт о революции сознания, ведь мы уже давно привыкли ловить попутные автомобили, – поясняет Алексей Лазоренко, который сам регулярно возит пассажиров между Киевом и Москвой. – Другое дело, что теперь это стало безопасно, удобно и выгодно». Зарегистрировавшись на сайте BlaBlaCar, пассажир может в считанные секунды найти нужный маршрут, забронировать место у водителя, связавшись с ним по телефону или электронной почте.
«Теперь в французском офисе считают, что приобретение сервиса «Подорожники» было очень правильным решением, – признаётся Татьяна Илюшина, руководитель отдела маркетинга BlaBlaCar в России. [В июле 2014 года сервис BlaBlaCar привлек европейские инвестиции в размере 100 миллионов долларов, – прим.ред.] – Русских принято считать недоверчивыми, но это не так: в плане доверия мы ничем не хуже европейцев».
В самом деле, в России в последние годы динамично развиваются разнообразные сервисы с саморегулирующимся сообществом, где люди могут влиять на рейтинги друг друга. Например, поиск жилья – CouchSurfing и AirBnb, которые во многом основаны на человеческом доверии. Рейтинговая система – своего рода гарантия: по отзывам других пользователей можно получить впечатление о человеке ещё до знакомства с ним. «Мы очень переживали за новых участников сервиса, у которых ещё нет опыта пользования подобными сервисами и нет отзывов – но и то, и другое, появилось очень быстро», – вспоминает Татьяна Илюшина.
Словом, BlaBlaCar не только строит новую транспортную систему, но и повышает уровень доверия у людей. Кстати, средняя оценка поездки пользователями составляет 4,5 по 5-балльной шкале, что также говорит о высоком удовлетворении сервисом участников сообщества.
Пока русскоязычный BlaBlaCar не взимает комиссию со сделки между водителем и пассажиром, как это происходит в некоторых странах Европы. Это связано с тем, что российский рынок «райдшеринга» пока находится в стадии формирования. Русские ещё не привыкли активно пользоваться банковской картой, в то время как для европейца предоплата – залог надёжности.
Автостоп 2.0
В Европе люди чаще путешествуют и больше экономят: билеты на поезда там довольно дорогие, а поездки на автомобилях обходятся до 70% дешевле. Но и в России, несмотря на сравнительно низкую стоимость бензина, экономия зачастую достигает в 2-3 раза. Например, 30-летний француз Мишель недавно отправился из Москвы в Минск на чемпионат мира по хоккею. «Найти билет на поезд было просто невозможно, – утверждает он. – Я подумал: а есть ли в России аналог привычного Covoiturage?» Проезд до Минска обошёлся Мишелю в 500 рублей, в то время как билет на поезд стоил бы как минимум в пять раз дороже.
«В России, в отличие от Европы, пока еще людям нужно объяснять, почему ездить с попутчиками, найденными через BlaBlaCar, где каждый проходит процедуру авторизации, выгоднее и безопаснее, чем автостопом», – сетует Татьяна Илюшина.
Тем не менее, те миллион пользователей, которые ежемесячно путешествуют через BlaBlaCar, теперь и в России постепенно формируют новый вид транспорта – социальный. А он намного приятней междугородних автобусов. Особенно приятно, когда поездка, например, из Москвы в Санкт-Петербург может стоить символические 100 рублей, просто потому, что водитель ищет компанию для долгого пути.
Пользователю русскоязычного сервиса BlaBlaCar в среднем от 20 до 30 лет, а условный средний тип автомобиля – «Форд Фокус». Еще в процессе поиска водителя или пассажира можно увидеть, что думают об этом человеке его бывшие попутчики. Также сервис предусматривает возможность соединить свой профиль с личной страницей в социальной сети. Это облегчает процесс входа на сайт.
Основной параметр, который пользователи сервиса устанавливают сами – разговорчивость или уровень болтливости: именно поэтому сервис получил название «BlaBlaCar ». «Bla» означает «я неразговорчив», «BlaBla» – «не против пообщаться», а для самых общительных предусмотрен уровень «BlaBlaBla».
Еще один важный момент связан с тем, что не всем женщинам комфортно находиться в машине с незнакомым мужчиной. Поэтому недавно BlaBlaCar запустил новую услугу «только для женщин», благодаря которой пользователи могут планировать совместные поездки, в которых и водитель и пассажиры женского пола. Словом – разработчики BlaBlaCar создали все условия для того, чтобы и в России, и в Европе, ваши поездки была комфортными.