Долина Чудес. Альпы

В четверг вечером сели в ночную электричку IDNIGHT, на этот раз ехали в первом классе со всеми удобствами, даже сидя выспались хорошо. В Ниццу приехали в 11 часов утра, через полтора часа — отправление «Поезда чудес» из Ниццы в Италию через горы.

Снаружи поезд выглядит совсем доисторическим монстром, а внутри удобные диваны и веселые рисунки на стенах. Железная дорога то ныряет в тоннели, то перепрыгивает через ущелья и горные речки по головокружительным узким мостикам. Примерно через 2 часа (в 14:30) мы высадились в отправной точке нашего маршрута, Saint Dalmas de Tende, на высоте 700 метров над уровнем моря. Поначалу попробовали идти по лесной тропинке, ведущей через заросли лещины, правда, еще незрелой и терпкой.

Тропкой, очевидно, пользовались нечасто, она заросшая, и ветки обдавали нас фонтанами брызг. Мы выбрались на идущую почти параллельно автомобильную дорогу. она узкая, две машины разъезжаются с трудом. Несколько раз попутки останавливались и водители предлагали подвезти нас куда-нибудь. Такой способ передвижения мы сочли неспортивным и отклоняли любезные приглашения.

Пошел дождик, мокрые камни под ногами приобрели более яркие оттенки фиолетового и зеленого цветов. Лиственный лес сменился еловым, и вскоре перед нами раскинулось первое горное озеро на высоте 1390 метров — Lac des Meches. Даже в пасмурную погоду вода синяя и прозрачная. Цивилизация добралась до озера: работает электростанция, большой фанерный щит сообщает, что рыбалка разрешена по выходным и праздничным дням.

Мы обошли озеро, прошли мимо приюта (Gite de la nége et des merveilles), в котором туристы ночуют и оставляют машины, чтоб погулять по горам налегке. Погода стояла великолепная — после дождя вышло теплое солнце. Мы продолжили подъем по ущелью и остановились на ночевку в 19:30 в сосновом лесу возле певучей речушки в зарослях спелой черники и Иван-чая. Всего за полдня прошли 9 км и поднялись на 1 км.

Ночью проснулись от того, что в палатке светло от полной луны. Вышли в 9 утра и продолжили подъем по сосновому лесу. Невозможно было удержаться от того, чтобы на каждом шагу не нагибаться к кустикам земляники в поисках алых, будто лакированных, ягодок. Обогнали несколько группок туристов, идущих, по-видимому, из приюта. Все чаще стали встречаться огромные валуны, а потом лес поредел, и перед нами раскинулась долина, со всех сторон окруженная горными пиками. Здесь весело журчат ручейки, вливаясь в озера, между которыми гуляют и жуют сочную траву дикие козлы и вполне домашние бараны.

В этой долине несколько тысяч лет назад жили пещерные люди, и, по-видимому, неплохо жили, раз занимались изобразительным искусством. На камнях можно различить остатки древних наскальных рисунков. В долине ходить можно только по тропкам, чтобы невзначай не повредить памятники древнего искусства.

Мы пересекли долину и начали подниматься через каменный хаос к скалам. Сразу же за нагромождением валунов раскинулось небольшое озеро Чудес (Lac des Merveilles). Синяя вода так соблазнительно искрилась на солнце, что мы не устояли и полезли купаться. От бодрящей водички у нас словно выросли крылья, и мы не заметили, как взлетели на перевал Вальмаск (2549 метров). На подъеме встретили семейство горных коз, они подпустили нас довольно близко.

За перевалом нас ожидало целое ожерелье озер: Басто, Черное озеро и Зеленое озеро, а потом — километровый спуск мимо водопадиков и сосен. Недалеко от фермы-поселка Кастерино пристроился целый автомобильно-палаточный городок, мы миновали его в поисках более уединенного места для стоянки. Заночевали (в 19 :00) на дне ущелья возле речки, прошли 14 километров.

Уже последний день похода, а мы еще не насытились впечатлениями, не надышались горным воздухом. Выкарабкались из приютившего нас ущелья, прошли через пахучую и жужжащую яйлу, взобрались на гору Овечью (Agnelino). В скале обнаружили хорошо оборудованный многокомнатный бункер. Тропка спускается через светлый лес, трава между деревьями мягкая и шелковистая, как волосы. Вскоре нас ждал новый подарок: тропа нырнула в малинник, да так, что иногда даже руку не нужно было протягивать, чтобы нарвать душистых сладких ягод.

Неожиданно дорожка нырнула в заросли папоротника высотой в человеческий рост. Из этих самых зарослей торчала шильда, сообщающая, что это именно искомая дорога в Танд через скалы Спасителя. Дальше спускались по тропе, подниматься по которой было бы очень сложно: почти километр по вертикали пришлось бы карабкаться на четвереньках. Виды потрясающие, с одной стороны ущелье, с другой — отвесная стена, а внизу приютилась деревушка. Если есть альпинистское снаряжение и навыки, то можно пройти по ответвлению тропы, воспользоваться веревочным мостиком и взобраться на вершину скалы спасителя. Увы, у нас не было ни первого, ни второго. Спустились в 14:30.

Танд встретил нас колоритной воскресной ярмаркой, на которой стригли овец, точили ножи, ковали решетки и торговали всякой снедью. Проходящий поезд из Италии перенес нас в жару и курортную лень Ниццы. За оставшиеся полтора часа мы искупались в лазурном море.

По прибытию на вокзал выяснилось, что из-за аварии между Ниццой и Марселем движение поездов приостановлено и неизвестно, когда возобновится. В результате в Париж мы приехали в половине двенадцатого вместо семи часов утра следующего дня. Персонал железной дороги рассыпался в извинениях, нас бесплатно накормили завтраком и пообещали вернуть стоимость билетов, так что мизерный моральный ущерб был с лихвой возмещен.